Классическая гитара
Обучение игре на гитаре в Новосибирске
Публикации
Фотографии
Обучение игре на гитаре в Новосибирске

Публикации

Юный гитарист - Фантазер и аккомпаниатор

Детские музыкальные школы и школы искусств испытывают в начале XXI века определённые проблемы, особенно в сфере инструментального обучения. Если 30-40 лет назад на одно место в музыкальной школе был конкурс, и вступительные прослушивания проходили в 3 тура, то теперь об этом школе приходится только мечтать. Если к этим демографическим сложностям добавить ещё и то разнообразие развлечений, которое стал получать школьник в виде компьютерных игр, Интернета и 60-ти канального телевидения, то получается, что обучение в музыкальной школе сейчас должно быть настолько интересным, чтобы ради занятий музыкой ученик смог на время забыть об этих развлечениях.

Исполнительская программа музыкальной школы, рассчитана на будущих профессионалов. И она же в это время часто предлагается и для будущих любителей. Для них - любителей её необходимо разнообразить такими творческими заданиями, как сочинением инструментальных пьес, песенок, музыки на стихи, умению аккомпанировать. По мнению автора, при таких условиях и слабый ученик сможет проявить интерес, как к занятиям музыкой, так и к формированию собственной творческой личности. Хорошим примером в этой связи могут служить художественные отделения школ искусств, где ученики не перерисовывают рисунки профессиональных художников, а создают только свои композиции.

Уже примерно во 2-3 классе некоторые ученики музыкальных школ и музыкального отделения школ искусств начинают пробовать свои силы в сочинениях. Преподавателю важно не пропустить этот момент, добрым советом помочь ученику, создать условия, при которых ученик сможет поверить в свои силы. И в тоже время не проявлять к его творческому процессу нетерпения, не ждать от него сиюминутных результатов.

"Юный гитарист - фантазёр" начинается с веселых стихотворений, которые задают определённый настрой и формируют у ученика ожидание, что эта книжка не такая уж скучная. Затем к этому веселью добавляется забота о том, что и здесь, как везде в обучении, надо прикладывать усилия. Основная забота автора здесь довести до сознания ученика понятие о метре. Проводится параллель между стихотворным метром, как наиболее понятном ученику, и музыкальным метром, а также параллель между стихотворной стопой и тактом. Придаётся значение выразительному ритму и доводится до сознания ученика, что процесс сочинения музыки не такой уж и трудный.

Одной из задач автора в данном пособии и преподавателя в классе: активизировать творческий потенциал ученика, дать понять ему, что в музыке можно не только заниматься копированием чужой музыкальной мысли, но и создавать свою композицию, совсем не важно какого качества, с профессиональной точки зрения.

Материал учебного пособия дан в очень сжатом виде, но автор надеется, что преподаватель, увлечённый творческой идеей вместе с учеником, расширят его. Вместе они найдут новые стихотворения, новые формы сочинительства как - то: этюд, пьеса и т. д. и т. п.

"Юный гитарист - аккомпаниатор" рассчитан на учащихся средних и старших классов музыкальных школ, которые, используя свои знания по теории, оперируя понятиями тоника, субдоминанта и доминанта, смогут подобрать на слух аккомпанемент как к песне, пьесе, так и добавить вторую партию гитары, проанализировать разучиваемую пьесу. Но и отсутствие теоретических знаний учащихся кружков и студий, не помешает, по мнению автора, понять им из чего состоит аккомпанемент и как его применять. Материал дан последовательно и подробно.

Если спросить, зачем нужна эта книжка, то ответить можно так: творчество в детском возрасте - это не потребительская продукция, а самовыражение. Ценность детского творчества не в результате, а в процессе. Это труд души, который не имеет цены. При этом, конечно, ребёнок не делается ни поэтом, ни композитором - он просто становится творчески деятельным человеком.

На главную »