Классическая гитара
Обучение игре на гитаре в Новосибирске
Публикации
Фотографии
Обучение игре на гитаре в Новосибирске

Мой Учитель

Здравствуйте.

Я с большим интересом <перепахал> Ваш сайт о Борисе Мокроусове. До этого в 1974 г. мне встретилась только скупая статья в БСЭ, но и там не было никаких сведений о какой-либо литературе про Бориса Андреевича.

А его творчеству я обязан многим. Начну с того, что где-то около пятидесяти лет назад рыбачил я на нашей реке Оби. Ночью из-за начавшегося тумана напротив меня, на реке встал пароход и, подавая, как положено, гудки, ткнулся носом в какой-то остров. Потом на нём включили радио. Что по нему говорили, разобрать было нельзя, но когда зазвучала она:Сормовская:, я забыл всё на свете. Голос Ивана Шмелёва нес столько теплоты, было такое соответствие природы и музыки, что эту ночь я запомнил на всю жизнь и тепло этой песни храню до сих пор.

Шли годы. У нас в семье появился патефон и граммофонные пластинки с песнями, в том числе и с песнями Бориса Мокроусова. По радио, по пластинкам я знал на память все песни и распевал их. Соседи знали весь мой репертуар, так как жили мы в <рабочем посёлке:> в бараках. Только сейчас с высоты своих лет начинаешь понимать, как композиторы- песенники 40- 60гг. помогали выживать нашему народу. Иногда только и радости то было, что собраться за праздничным столом и спеть: <Когда весна придет - не знаю...>- излить свою российскую душу. Других радостей в послевоенные годы у нас, насколько я помню, было немного.

Дальше меня потянуло учиться на музыку. В 1969г. окончил музыкальное училище имени Гнесиных в Москве по классу гитары и стал преподавать. Здесь я столкнулся почти с полным отсутствием педагогического репертуара для детских музыкальных школ. Пришлось взяться за перо. Написал шесть учебников, один из которых <Юный гитарист> до сих пор издаётся в издательстве <Музыка> в Москве с 1993г. Поневоле пришлось стать не только аранжировщиком, но и композитором. Здесь я почувствовал большую ответственность. Были вопросы: а будут ли играть, а удобно ли будет детям при исполнении моих пьес и т.д.? Время рассеяло эти сомнения, но тогда передо мною примером стояли песни наших композиторов - классиков и в первом ряду был Борис Андреевич. На встрече в одной из музыкальных школ, куда я был приглашён как автор, я назвал его в числе других авторов своим учителем. А учился я у него при сочинении пьес, прежде всего, простоте, выразительности, народности. Если кому- то стало интересно, то зайдите на сайт, http://www.kalinin.sibcat.ru/ и послушайте.

А теперь о том: мог ли быть Мокроусов нашим современником? Вопрос непростой. Только <машина времени> в фантазиях авторов могла переносить исторические личности в чужое время, но от этого никому не было лучше. Каждый хорош в своё время, и только народная память, о его делах, ему судья.

Я задал бы, в связи с этим несколько другой вопрос: <Смогут ли будущие Мокроусовы творить в современных условиях или кто напишет завтра для моего внука или правнука <Заветный камень>, <Катюшу> или <Марш юных нахимовцев> а главное: будет ли в этом потребность нашего общества?> Ответы, скорее всего, отрицательные и вот почему. В условиях нашего сегодняшнего, дикого песенного рынка, отпала всякая потребность в профессионализме: (сам сочиняю, сам пою, о голосе и речи нет). А ведь песенный шедевр в эстрадной толкотне не создашь: <:прекрасное должно быть величаво>. Создание такого шедевра требует ещё и опору на большой культурный музыкальный пласт 19-го века, когда расцвела классика и песенное народное творчество, от которого и пошла советская песня. Из-за отсутствия связи, в условиях изолированности почти каждая деревня 19-го века создавала и пела свои песни, а композиторы, как писал М.И.Глинка, только их аранжировали. Борис Андреевич был большим мастером такого художественного переосмысления народного творчества. В 1974г. БСЭ отмечала, цитирую: <Популярность завоевали его (Мокроусова) песни в которых использованы обороты рус. муз. фольклора и гор. романса> БСЭ т.16 стр.423. Я отвергаю здесь всякий намёк на плагиат, потому что и Мокроусов и другие, менее строптивые композиторы, старались сохранить этот пласт, эту связь времён, которая сегодня в СМИ совсем оборвалась. И чем ближе мы продвигались к 21-му веку, тем больше терялась связь с этой питательной средой, с этим чернозёмом 19-го века, да так, что сегодня новый гимн для России написать то было некому - дожили! Хотя никакая другая страна, позволившая в течение одного века проводить над собой эксперименты с всякими <:измами>, думаю, не дожила бы. Правда, особо хвастать тут нечем: просто мы не очень требовательны к жизни и слишком терпеливы.

Теперь о перспективах и потребностях нашего общества на будущее. С золотым песенным фондом 20-го века ничего не случится, так же как и с симфонической классикой 19-го века. Он займет свою нишу в 21-ом веке, и, я думаю, достойное место. Дело за <малым> - сохранить его и тиражировать и работа в этом направлении уже идет. Спасибо за это авторам всех сайтов, помогающих нам - людям старшего поколения пережить ещё раз минуты счастья.

Но мы уйдём, а песни останутся. С кем они останутся, кто востребует их? Ведь каждое поколение авторов желает кушать свой хлеб, пусть не высокого качества, но свой. И это пол - беды, если бы они кушали его сами, а то этим мусором стараются накормить всех, в том числе и детей, которые ещё не выработали иммунитет против пошлятины. А где им его взять, выбирать то не из чего. Помню: поначалу мне не понравилась песня И. Дунаевского <Моя Москва> из-за слов <хаживал> и <заживо>, но тут же с удовольствием распевал его <Дорожную>. А сейчас после <баньки и тазика> ребенок кинется к <Шоколадному зайцу> и попадет <из огня да в полымя>. А ведь дети нам верят и воспринимают этот репертуар как истину. Здесь срабатывает <синдром цыплёнка>: что первое увидел - то и есть мама. Навряд ли они простят нам эфирный Чернобыль, если конечно будут в состоянии отличать к тому времени прекрасное от безобразного.

В 90-ых годах мы отодвинули громадный камень от нашей экономической пещеры и тут же были сбиты с ног хлынувшей извне лавиной товаров, технологий и так называемой <музыки>. Но музыка это не апельсины, хорошей музыки у нас своей предостаточно, здесь мы были бы вполне конкурентоспособны. Но, не встретив никакого организованного сопротивления со стороны наших композиторов - профессионалов (:одних уж нет, а те далече), зарубежные и наши шлягеры легли большими рядами на полки наших детей и полностью заняли их досуг. Нет, моему сыну, поклоннику многих зарубежных ансамблей, нравятся и лучшие советские песни, но только после того, когда его с ними познакомишь. Назвав в качестве единственного достоинства наших старых песен это мелодизм, он отметил и их главный недостаток - слишком простой аккомпанемент. О том же рассказывал и солист ансамбля <Песняры> Борткевич, что когда Пол Маккартни прослушал их концерт, то он высказался - <Поёте вы как ангелы, а играете как дети>. Значит, подходят всё - таки наши песни для 21-го века, да получается, не совсем. Песни, как и жизнь, меняются, и просто хочется сегодня нам - старикам чтобы смазливое лицо певца не подменяло его небольшой голос, чтобы усложнённый аккомпанемент не заменял основную мысль композитора - мелодию, чтобы поэты поднялись над своими бытовыми темами, почувствовали себя гражданами. И последнее: чтобы исполнители и продюсеры, наконец, поняли, что нельзя бесконечно потакать низким вкусам зрителей, обкрадывать их духовно. Ну, вот, пожалуй, и всё. Хотелось обойтись без лозунгов, да не получилось. Приучили пятилетки, поэтому прошу извинить.

До свидания.

Валерий Калинин

На главную »